ПРЕЭКЛАМПСИЯ – БОЛЕЗНЬ В МАСКЕ ИЛИ «ВЕЛИКИЙ ОБМАНЩИК»

Авторы

  • Т.В. ДЖОДЖУА Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Ключевые слова:

Преэклампсия, диагностика, полиорганная дисфункция – несостоятельность, интенсивная терапия

Аннотация

РЕЗЮМЕ. Цель. Изучить наличие и динамику клинических проявлений преэклампсии как «болезни в маске».
Материал и методы. За период с 2000 по 2015 г.г. в отделении интенсивной терапии ДРЦОМиД под наблюдением находилось 907 беременных с ПЭ средней и тяжелой степени со сроком гестации 28-40 недель. У 526 из имела место или была выявлена экстрагенитальная патология (ЭГП). В результате ретроспективного и проспективного анализа были сформированы группы. В контрольной группе 2 – при диагностике степени тяжести ПЭ, интенсивной терапии (ИТ) и анестезии руководствовались приказом №676 (Украина), n= 233. В основной группе – диагностика степени тяжести ПЭ, ИТ и анестезия проводились с оценкой степени СПОН по шкале (PPDS) (патент №80127, Украина) и учетом особенностей ЭГП и приказом №676 (Украина), n= 293. В контрольной группе 2 и основной группе были предусмотрены три этапа исследования: при поступлении в ОИТ, перед родоразрешением и на 3-4 сутки после родоразрешения. ЭГП включала 11 нозологических форм, в том числе осложнения преэклампсии. Для рандомизации групп сформирована контрольная группа 1 – практически здоровые беременные, n=38. Среди беременных с ПЭ пациентки с атипичными формами составили 163 случая, в том числе с преобладанием симптомов: поражения легких (19), головного мозга (36), печени (44), почек (49), острого панкреатита (12), острой боли в животе (3).
Результаты. Четкие диагностические критерии ПЭ и объем обследований регламентированный в отделении интенсивной терапии позволяет своевременно выявлять атипичные формы преэклампсии. Установление диагноза, соответствующая и своевременная коррекция имеющихся нарушений позволила увеличить количество самостоятельных родов у беременных с преэклампсией, не иметь трансформации полиорганных дисфункций в несостоятельность, и в некоторых случаях пролонгировать беременность. В результате проведенного генетического исследования у пациенток с ПЭ было установлено три генотипа: два гомозиготных, один по аллелю I, другой по аллелю D, и гетерозиготный по обоим аллелям D и I. Отличительными особенностями генетических характеристик беременных с ПЭ является наименьшая концентрация генотипа I/I ACE (12,90%), в сравнении с контрольной группой (30,0%), который выступает протективным фактором развития ПЭ. Наибольшая частота генотипа D/D (51,60%), в контрольной группе – (26,70%). Выявлены ассоциации молекулярно- генетического маркера I/D ACE с уровнем АД среди беременных с ПЭ. У беременных, имеющих в генотипе высокопродуктивный аллель D уровень систолического и диастолического АД статистически достоверно выше аналогичных показателей пациенток с низкопродуктивным генотипом I/I. Выявлено, что генетический маркер I/D ACE ассоциирован с уровнем протеинурии и азотемии. Больные с генотипом D/D отличались более высоким содержанием белка в моче и креатинина в плазме, по сравнению с беременными с генотипом I/I ACE.
Выводы. Преэклампсия не является изолированным заболеванием, связанным с беременностью, а развивается на фоне тех изменений, которые беременность вызывает в организме женщины. В основе развития преэклампсии лежит множество факторов, в том числе и генетических. Атипичные формы преэклампсии могут развиваться как вследствие изолированного нарушения плацентарного кровотока, так и на фоне различных сопутствующих заболеваний у матери. Своевременная диагностика клинических проявлений атипичных форм преэклампсии их интерпретация позволят своевременно родоразрешить беременную и предупредить прогрессирование полиорганных дисфункций в полирганную несостоятельность.

Загрузки

Опубликован

2018-08-31